Масштабы офшорных регистраций традиционно несопоставимы с размерами экономик этих юрисдикций. По слухам, в 90-х на Кипре (когда он был «более офшорным», чем сейчас) россияне регистрировали компании по правилу «одна компания – одна сделка». Представьте, сколько их накопилось?
Все привыкли думать, что офшоры – это маленькие, богом забытые острова в океане. Кокос там, увы, не растёт, крокодил не ловится – вот несчастные люди-дикари и решили, дабы выжить, промышлять офшорными регистрациями.
На практике же, определить истинный «офшорный финансовый центр» – задача отнюдь не тривиальная. В этом, впрочем, весь смысл и состоит.
Типичная схема может выглядеть так.
Предположим, в Германии есть некий пивной завод, продукцию которого с удовольствием потребляют граждане страны. Может быть даже кто-нибудь знает, что этим заводом владеет один немецкий холдинг (Aktiebolag – AB).
Но вряд ли кто-то догадывается, что этой холдинговой компанией, в свою очередь, владеет общество с ограниченной ответственностью (Besloten Vennootschap met beperkte aansprakelijkheid – B.V.) в Нидерландах, а ей – аналог нашего ООО в Бельгии.
Далее в цепочке ещё одна компания из Нидерландов, которой совместно владеют две компании из Люксембурга.
Собственником одной из последних является холдинговая компания на Багамских островах, которой владеет багамский инвестиционный фонд, принадлежащий ещё одному багамскому же обществу с ограниченной ответственностью.
Им, впрочем, владеет инвестиционный фонд из Нидерландов, находящийся последовательно в собственности ещё у двух голландских компаний.
Последнее, но отнюдь не самое слабое звено в этой цепочке – некий «мистер Твистер бывший министр», являющихся одновременно гражданином Швейцарии и Бразилии.
Вопрос – зачем? Как вы понимаете, налогам затеряться во всей этой цепочке довольно легко. Хотя с учётом того, что на сегодняшний день финансовой информацией в автоматическом режиме по единым стандартам (CRS) обмениваются более 100 стран (включая Россию), тайное станет явным скорее раньше, чем позже.
Кстати, мы с вами развеяли миф о том, что «офшоры – это только для грязных русских денег». Во-первых, видно, что этим не брезгуют и европейцы (как, впрочем, и американцы со своими Кайманами, Панамой и Delaware; и китайцы со своим Гонконгом), а, во-вторых, почему сразу «грязных»? Не платить налоги совсем, конечно же, плохо. Но почему бы их легально не минимизировать, раз уж такая возможность есть?
Всех этих «умных слов» я нахватался в разговоре со своими коллегами-юристами. Моя основная специализация по-прежнему лежит в надёжных инвестициях и комплексном планировании личных финансов.
По поводу консультаций – пишите мне в Facebook. Первая БЕСПЛАТНО.